?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Щедрый вечер

Вы даже не представляете себе, какая это прелесть - щедрый вечер по всем правилам!

image

Традиция эта южная, по крайней мере, я ее там встречала, а в других местах - не доводилось. Это явление я видела своими глазами на Кубани, в Крыму и в Донецкой области в старое время, но распространена она, конечно, гораздо шире. Надеюсь, никто сегодня не соберется спорить, украинская она или русская?

А происходит дело так.

Сперва, в преддверии праздников, лучше в середине декабря, нужно заранее купить конфет- а то конфеты ближе к делу разметают. Дешевых покупать не следует, надо таких, которые самим нравятся. Потом нужно наменять мелких денег, бумажками, это вопрос принципиальный. Неплохо также заготовить мандаринов-апельсинов, все это сложить в мешок и все - к мероприятию вы готовы.

У щедровок (щедрiвок), они же колядки, вообщем, у всей этой праздничной суеты нет четкой даты. Они случаются сами по себе зимой под праздники, в православное Рождество - обязательно, но могут и растянуться. Самые крайние даты - от Святого Николая до Крещения. Но если сеятели придут к вам в дом и потребуют денег между общепринятыми праздниками - это тоже нормально, всегда существовала святочная неделя со страшными и святыми вечерами, и в любой день стук в дверь и появление ряженых уместно. Тем более, что у вас уже все есть.

Ряженые заходят, стараясь сохранять инкогнито, сыплют под ноги зерно ( то есть - посевают), и их обязательно нужно пригласить в дверь, чтобы они переступили порог. Хотя бы к дверям - иначе дверям и прихожей не достанется зерна, а это в ваших интересах, каждый же хочет жить в будущем богато и прибыльно.

Для начала они исполнят вам несколько песенок-щедровок или стихов, это не суть важно, а далее уже ваша очередь задабривать этих эзотерических персонажей. Для этого и нужен праздничный мешок с конфетами и деньгами, и тут жлобиться и совать медь совсем не стоит - а то зерна не достанется, и пеняйте в будущем году сами на себя. Вы, конечно, можете давать и крупные деньги, но лучше несколько мелких бумажек, потому что мешок с прибытком после вечера делится на всех сеятелей , и лучше, чтобы это было удобно.

Щедрый вечер - законный промысел подрощенных детей, малышей-дошкольников туда не берут, их дело - встречать и одаривать делегацию, радоваться и удивляться. И это куда более весело, чем приглашенный Дед Мороз со Снегурочкой!

Ближе к вечеру бывает программа для взрослых, например, один раз у собственного колодца на меня выскочил Чорт с Рогами, в тулупе навыворот и в кроссовках, он в самом деле, меня жутко испугал, но исчез после первой бумажкой денежки, завывая, и ловко прыгая через забор. Впрочем, на такое везет не всем и не всегда.

И знаете, нет ничего более рождественского для меня, как встречать посевающих и одаривать их специально выбранными конфетами, и денег не жалеть, и вытряхивать зерно из-за шиворота, и  поскальзываться в прихожей на пшенице, поому что это никакой не официоз, а что-то волшебное, настоящее, из того, что суровые бабки-аристократки рассказывали мне в минуты сентиментальности о своем детстве, и даже приобнимали меня, целуя в макушку, что в нашем укладе вовсе не водилось.

Тешуть теслі з срібла сани,
Стелиться сніжиста путь.
На тих санях в синь незнану
Дитя Боже повезуть.
Ходить сонце у крисані
Спить слов'янськеє Дитя,
Їдуть сани, плаче Пані,

Снігом стелиться життя

Я думаю, бабки были бы мной довольны - двор усадьбы мне посеяли нормально, никто не ушел обиженным, и славянское дитя Петенька спит без задних ног, абсолютно не задумываясь, что за сани куда кого везут, и какое это життя завтра будет. Он еще не умеет, а я знаю, что летом вырастет пшеница, будет солнце, будет дождь, урожай, и все такое. И обязательно все будет хорошо!

С Рождеством!

Щедрый вечер 2013

Щедрый вечер 2012

Comments

( 40 комментариев — Оставить комментарий )
miron_ka
6 янв, 2015 21:43 (UTC)
в киеве тоже щедруют :) по крайней мере, раньше такое было. у меня девочка-соседка из года в год приходит - наряженная по всем правилам, с настоящим мешком, с рождественской звездой :)
с праздником вас!
petrovna_n
6 янв, 2015 21:51 (UTC)
Здорово, это такая чудесная традиция! У нас девочки ходят со звездами, а мальчики в роли чертей)))

С Рождеством!
(без темы) - miron_ka - 6 янв, 2015 23:46 (UTC) - Развернуть
aniskin1968
6 янв, 2015 21:43 (UTC)
у Ская рожа ... как у старшего прапорщика, начальника продсклада!
petrovna_n
6 янв, 2015 21:53 (UTC)
Леша, ты не поверишь, он чОрта испугался, стал рычать, пометил всю прихожую и потом поскользнулся на зерне всем красивым телом. Так смешно!
Не впрок датчанину славянские забавы)))
(без темы) - aniskin1968 - 6 янв, 2015 22:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - petrovna_n - 6 янв, 2015 22:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - aniskin1968 - 7 янв, 2015 09:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - agneschkatraum - 7 янв, 2015 08:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - petrovna_n - 7 янв, 2015 09:42 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
6 янв, 2015 22:19 (UTC)
у нас на Запорожье очень много колядников и посевальников... но то, как щедруют и колядуют на западной Украине, при- и закарпатье - не передать всей прелести!!!!! утром в Рождество мы ехали в Почаевскую лавру, нас остановили прямо на дороге ряженые, устроили представление, мы с ними фотографи ровались...
А в Закарпатье - просто прелестно... маленькие детки ходят с вертепом, наряженые в белые балахоны, с крыльями и нимбами как ангелы, поют просто прекрасно, зрелище просто щемяще нежное...
petrovna_n
6 янв, 2015 22:24 (UTC)
Это так здорово, что всюду есть свои особенности, даже не в регионе, а в каждой деревне ( даже сели эта деревня - кусочек города) свое!
В самом деле, это очень трогательный обычай. Без него и Рождества быть не может.
tasie
6 янв, 2015 22:20 (UTC)
Про Ская очень смешно:) А что потом делают с этим зерном? На дворе понятно, можно оставить, птицы справятся, а в доме (или в квартире, например)? Его можно подмести и выкинуть на ту же улицу? Есть же какие-то правила обращения, чтобы, фантазирую, не вымести добро из дома?
petrovna_n
6 янв, 2015 22:26 (UTC)
Ну конечно, зерно выкидывают в огород, там оно и прорастает))) Обычай из частных домов, а если в квартире, ну , наверное, логично высыпать у подъезда)))
(без темы) - kathylap - 8 янв, 2015 21:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tasie - 11 янв, 2015 23:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kathylap - 12 янв, 2015 10:44 (UTC) - Развернуть
chernobur_ka
6 янв, 2015 22:45 (UTC)
С Рождеством!
Как раз сегодня показывала видео дочке, как колядуют на Украине:) чтобы хоть представляла.
petrovna_n
7 янв, 2015 09:42 (UTC)
Ой, такое чудное действо, мне хочется, чтобы оно распространилось повсюду)))
pahmutova
7 янв, 2015 02:46 (UTC)
На Северном Кавказе у русских посевают.
На Новый год комсомольцы не сняв значков ходили по соседям с семечками и мусорили в коридоре:)
petrovna_n
7 янв, 2015 09:41 (UTC)
Смешно с семечками))))
asharky
7 янв, 2015 03:55 (UTC)
С Рождеством!

На вас там надвигается:

http://www.fontanka.ru/2015/01/06/041/
http://www.gismeteo.ru/city/daily/13615/

Надо выпить, имхо! )
petrovna_n
7 янв, 2015 09:41 (UTC)
Уже надвинулось, сейчас минус 10, но я в горах, и это не столь редкий случай. Сыплет снег, надо идти за лопатой и санками!))))
margelaene
7 янв, 2015 06:38 (UTC)
К нам приходили вчера. :) Дитя таращилось и внимало, пОдростки читали что-то рождественское. Я в религии не сильна, но это было что-то очень доброе и древнее, как мир. И пшеница в прихожей и по углам в комнате... Чудо. :)
petrovna_n
7 янв, 2015 09:15 (UTC)
По-моему, очень магическое мероприятие, я каждый раз получаю море удовольствия, а потом летом в огороде пшеница прет почем зря)))
beatrisa28
7 янв, 2015 07:38 (UTC)
С Рождеством Христовым!
petrovna_n
7 янв, 2015 09:14 (UTC)
И вас с Рождеством!)))
jedith
7 янв, 2015 07:57 (UTC)
С Рождеством!
petrovna_n
7 янв, 2015 09:14 (UTC)
И вас также! Спасибо!)))
agneschkatraum
7 янв, 2015 08:58 (UTC)
С рождеством!
Что-то подобное всплывает в памяти из детства, проведенного на Кубани.
Но, наверное совсем мелкая была, так как россыпь конфет - единственное, но очень яркое пятно. )))
Хорошая традиция, добрая!
petrovna_n
7 янв, 2015 09:13 (UTC)
Точно - точно, без россыпи конфет это мероприятие не обходится)))
julia_ivanova
7 янв, 2015 12:50 (UTC)
С Рождеством)!
На самом деле (традиционно) Щедрый вечер это на Старый Новый год с 13 на 14 января) 13-го девочки ходят щедруют, а 14-го мальчики и мужчины посевают) считается, чем чернявее мужчина первым зайдет в дом, тем лучше) (у нас на поселке - наши армяне нарасхват - и чернявые и люди очень хорошие)))
а колядки, действительно, с Николая по Крещение)
У нас сейчас веселуха - вертеп за вертепом в дом входит - целое представление каждый раз)) колядуют ангелы и черти) ребята в украинских костюмах и с рождественской звездой ходят в 20-ти градусный мороз по улице и рождественские песни поют))
вертеп выглядит вот так)
вертеп 1.jpg

вертеп 2.jpg
старые фотки) надо бы на видео снять) но пока не успеваю...)))

Петровна, спасибо за пожелания) и тебе всего самого доброго - мира, благополучия, здоровья семье и много-много самых чудесных и перспективных котят в 2015)
petrovna_n
7 янв, 2015 17:16 (UTC)
У нас как-то все это произвольно происходит, от сути Рождества только стихи, а вообще просто рядятся кто во что горазд, и вообще бывает так, что явление ряженых бывает в абсолютно любой день праздников))) Я как раз писала, что в каждой деревне своя интерпретация))) Но это ужасно мило!
aeleeta_a
7 янв, 2015 21:11 (UTC)
С Рождеством, Петровна! :)
Для меня колядки с детства чудо дивное (но так и не виданное), спасибо Гоголю :)
kathylap
8 янв, 2015 21:43 (UTC)
Надежда, с Рождеством! Пусть год будет добрым! В Калужской губернии дети тоже колядуют. Правда, чтобы посевали - не видела. Может, еще все впереди? :)
( 40 комментариев — Оставить комментарий )

Latest Month

Сентябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com